Кто и зачем занимается сегодня аналитикой больших данных?
- Вкладка 1
На рынке есть несколько конкретных ребят в этой области.
Первые — это компании, которые занимаются решением в сфере государственной безопасности. Их, на самом деле, не так много. Если говорить о зарубежных компаниях, которые занимаются подобными вещами, — это, например, компания Palantir. Обрабатывая данные, она делает некие выводы.
Вторые — это то, что называется DMP-платформами, которые занимаются всеми рекламными коммуникациями — маркетинг, трафик. По сути дела, это рекламные площадки. Это те, кому выгодно показать вам то, что вам интересно. По крайней мере, три — пять лет назад рекламные площадки говорили, мол, мы делаем алгоритмы для того, чтобы показать вам то, что нужно именно вам. Но по факту сейчас алгоритмы ушли далеко вперед и сами создают спрос. То есть вы еще беременная, а мы вам уже предлагаем кресло. И вы такая: «О, черт, мне нужно было это кресло». Это вроде как безобидная история. Когда я рассказываю об этом, например, на какой-нибудь рекламной конференции, все хлопают и говорят: «Ура! Все, мы больше не будем тратить наши рекламные бюджеты». Но, на самом деле, это немного пугающая история, потому что завтра подобный алгоритм может и президента выбрать, и все что угодно сделать.
Третьи — это сами провайдеры, социальные сети, Google, Facebook и так далее. Вам предоставляют условно бесплатный сервис, вы им пользуетесь, создаете какой-то экономический эффект, оставляете какие-то данные, а они эти данные используют для двух вещей — для рекламных коммуникаций с вами и для прямой продажи. Это очень частая история: Google обменивается данными с Facebook — и наоборот. Вы что-то посмотрели на YouTube, эти социальные действия привязываются к вашему обезличенному идентификатору и потом отправляются на другую платформу. Есть даже куча ресурсов, о которых никогда такого не подумаешь. Например, Pornhub. Я его всегда привожу в пример, все смеются, но серьезно: Pornhub является одним из крупнейших владельцев рекламного трафика в своей сфере. То есть если вы правой кнопочкой на Pornhub откроете панель разработчика, то увидите, что он отправляет данные огромному количеству рекламный сетей, маркетинговых, пикселей для сбора данных и так далее.
Ну и, соответственно, есть еще всякие «мамкины хакеры» — русские, американские, украинские, подставьте любую страну, которая вам нравится. И это, на самом деле, тоже очень модная история. Полтора года назад европейская ассоциация банков опубликовала исследование о том, что увеличилось количество краж. Потому что люди взламывали пароли по контрольному вопросу. Если у вас вопрос про любимое имя питомца, мы заходим к вам в инстаграм и за две секунды выясняем. Сейчас такие вещи пока еще кажутся немного далекими от реальности, но пройдет два-три года — и подрастет поколение, которое уже в шесть лет получило айпад.
В разных странах разные законодательства по защите персональных данных, но нет ничего про манипуляции и подобные алгоритмы. И думаю, что в ближайшие пять лет вряд ли появится. По одной простой причине. Такой хороший закон за короткий срок не напишешь. А если напишешь, то он, скорее всего, в большей своей части повредит рынку и развитию компаний, которые подобным занимаются. То есть, с одной стороны, каких-то людей он реально защитит, а с другой стороны, внутренности фейсбука — это его коммерческая тайна. Несмотря на то, что они такого же размера, как некоторые государства, он не обязан открывать свои алгоритмы никому, потому что это — патент. Соответственно, никто никогда не проверит, как это работает и почему именно вы получили подобную информацию. Государства это понимают.
Поэтому подобная история — это не ближайшее будущее. Но, думаю, например, лет через пять появится какой-нибудь регламент по исследованиям в области искусственного интеллекта. Хотя я поддерживаю идею о том, что подобные разработки в принципе запретить нельзя, потому что ты скачал на GitHab 5 гигабайт, сидишь у себя в гараже и разрабатываешь. Запретить это практически невозможно, как невозможно запретить пиратские сериалы. Отдельные практики запретить можно. Не разрабатывать, например, компьютерное зрение для дронов. Хотя это тоже бабка надвое сказала.
Фрагмент дискуссии «Цифровой большой брат», состоявшейся 14 мая 2019 года в рамках цикла «Кризис человечности».