Александр Эткинд: «Когда сырье приобретает сверхцену и дает сверхприбыли, оно порождает политическое зло»
- Вкладка 1
«Природа зла» — провокативное название. Я уверен, что будут вопросы, что я имею в виду. Но по сути дела это предмет, который я, когда преподаю, называю «Культурная история природных ресурсов».
Книга развивается от одного ресурса к другому — глава о зерне, глава о древесине и так далее, вплоть до нефти, сахара, металла и волокон. Вообще я предпочитаю термин «сырье», он очень интересный. И это преимущество русского языка, что в нем есть такое слово. В других языках для этого используется слово «ресурсы», и гораздо менее понятно, что это такое. Сырье же, прежде всего, сырое, в отличие, например, от вареного или от товара, и это очень важно для всей логики моих рассуждений. Я произвожу такую этимологию, наверняка не совсем точную, но очень выразительную, в которой товар имеет тот же самый корень, что и вареное, — вар. Сырье против товара. Ну и все это, конечно, замкнуто в большем пространстве, которое мы привыкли называть государством. А слово «государство», как все мы понимаем, происходит от слова «дар». Так что фактически мы имеем дело с дарами природы, которые человек извлекает из нее, привнося в это сырье свой труд. Соотношение сырья и труда — для разных ресурсов разное, как и для разных периодов истории, и для разных технологий, и даже для разных государств. И в общем-то это соотношение — ключевой мотив этой книги.
Описывая каждый вид сырья, я начинаю с его природных качеств. Какие это качества? Физические — твердое оно или жидкое. Химические — теплое оно, горит или не горит, вяжутся вместе эти волокна или с ними еще что-то происходит. В книге есть глава с названием, которое мне уже цитировали в вопросах, — «Остатки чужих тел». Речь идет о мясе, рыбе, коже и мехе. Ну и тогда, конечно, мы имеем дело с биологическими и зоологическими чертами, особенностями меха или определенного вида рыбы. Ну и, наконец, для всех этих ресурсов свойственно еще одно чрезвычайно важное во всех отношениях природное качество — это географические характеристики, где данное сырье есть, а где его нет.
И, конечно, цивилизация складывается так, что дорогими, ценными, самыми важными оказываются не те ресурсы, которые есть везде, как, например, воздух, вода, зерно или древесина. Везде, где живет человек, есть это все вместе взятое или может расти больше или меньше. Просто потому что если где-то чего-то из этого нет, то там нет и человека. Но если везде есть зерно, то торговать им будет не с кем. Значит, мировая торговля и торговля внутри земель или стран процветает тогда, когда данный вид сырья находится в одной точке, которую можно контролировать, оборонять, охранять, эксплуатировать, а сырье, соответственно, приходится перевозить очень далеко, будь то алмазы, или беличьи шкурки, или баррели нефти. И тогда оказывается, что стоимость этого сырья складывается уже не из трудовых затрат, которые нужны для его добычи, а из затрат на его далекую транспортировку по морю или по суше — здесь очень много разных вариантов. А также из затрат на обеспечение безопасности этих длинных транспортных путей, которые в одних случаях проходят через океаны — вспомните историю сахара или хлопка, а в других — тянутся, например, через всю Евразию.
Нам всем понятно, куда я клоню и насколько это важная и болезненная тема для современного государства. Но стоит также подумать о том, что если в одних точках земного шара есть нефть, а во многих-многих других точках ее нет, то это природа распорядилась так. И вряд ли мы сможем объяснить, почему так случилось. Вообще природа чужда человеку, у нее свои прихоти и свои законы. Отчасти мы эти законы понимаем, а отчасти они остаются непостижимыми. Хотя наука в своем вечном развитии охватывает все больше, и все больше понимает, и все больше объясняет. Тем не менее, история сырья совершенно чужда человеку, и сами по себе разные виды сырья случайным образом оказываются полезны человеку — и это тоже один из мотивов моей книги.
Мне кажется, что эта мысль очень простая и вместе с тем очень сложная. Человек использует совершенно периферийные части или кусочки какого-либо организма, или части суши, или части моря. И своей хозяйственной деятельностью добивается того, что именно вот эта случайная с точки зрения природы, но необходимая человеку с точки зрения его жизненных потребностей частица становится доминирующей. Размножается, если речь идет о жизни, или доминирует в том, в чем живет человек. В общем, вы чувствуете, что это философская или даже немного теоретическая тема. Но, когда вы будете читать эту книгу главу за главой, вы поймете, что я имею в виду.
Вообще в такой гуманитарной книге, как история — хотя это также и социальная наука, —все дело в деталях. Деталей в этой книге страшно много. Они касаются природы, человека, власти, всяких разных приключений, путешествий, катастроф, кораблекрушений, военных конфликтов, колонизации, роста и крушения империй. Я даже думаю, что если история труда, как она написана и как она и должна писаться, подчиняется определенным понятным для человека законам вроде роста продуктивности и так далее, то история сырья никаким таким понятным, непрерывным законам не подчиняется. Она вся основана на случайностях — географических открытиях, технологических прорывах, катастрофах, которые отменяют использование огромных частей нашей сырьевой экономики, и так далее. Я думаю, что поэтому история сырья, история ресурсов особенно детальна и особенно сопротивляется концептуализации.
Возникает, конечно, вопрос, что такое зло. В предисловии к этой книге я определяю политическое зло как сочетание политического насилия, ограничения свобод и контроля над публичной сферой. Меня все время спрашивают, а будете ли вы писать природу добра? На что отвечаю, что природу добра я вряд ли буду писать, потому что — это, кстати, интересный момент — для человека зло интереснее. Например, если посмотреть на образы ада и рая в католической церкви, то образы ада всегда выразительнее. И я думаю, в данном случае это тоже так. В каком случае сырье становится злом? Практически всегда, когда из-за него возникают конфликты, войны или, например, война прекращается, и победившая сторона устанавливает некоторый охранный режим на этой территории, не допуская сюда никого, повышая таким образом цены, создавая монополию, нарушая конкуренцию. И тогда оно приобретает сверхцену, дает сверхприбыли и порождает политическое зло. Чем дольше это происходит, тем выше вероятность следующего конфликта. Так было в каменном веке, так происходит и сейчас.
Фрагмент выступления Александра Эткинда на презентации книги «Природа зла. Сырье и государство», состоявшейся 3 декабря 2019 года.