«Государство берет на себя чрезвычайно много. Оно обещает человеку практически все»
- Вкладка 1
В конституции РФ, пока еще действующей, записано, что Российская Федерация – социальное государство. Каким образом раскрывается это понятие? В том пакете поправок, который был совсем недавно нам явлен, к этому голому тезису добавляется еще много других параметров, много других, можно сказать, обязательств, которые государство на себя берет и которые носят социальный характер.
В частности, написано – я вот уже два дня хожу с этими поправками, не расстаюсь с ними, их зачитываю, – что Российская Федерация уважает человека труда и оплату за труд его регулярно индексирует, чтобы она была достойной. Также пенсия индексируется не реже раза в год. Кроме того, расширены те положения, которые касаются обязанностей правительства по руководству и развитию самых разных сфер народного хозяйства. В том числе, например, силами правительства должна быть обеспечена информационная безопасность. Потом – экологическая, нам гарантируется благополучие среды. Защита семьи, материнства, отцовства и детства – про это все уже сказали. Культура является уникальным наследием многонационального народа и тоже поддерживается и охраняется государством.
Какое это все имеет отношение к социальному государству как к концепции? Если попытаться себе представить тот текст, который потом возникнет уже в качестве нашего с вами основного закона, то в нем будет видно интересное с политологической точки зрения не то чтобы противоречие, но синтез довольно правой идеологической платформы – я бы сказала, такой право-республиканской в американских терминах – и большого количества идеологически левых социальных обязательств. То есть государство берет на себя чрезвычайно много.
Оно обещает человеку практически все. Руководство, развитие, благополучие, сбережения, безопасность во всех сферах его деятельности, материальных и нематериальных, социальных и культурных, экологических и цифровых. Оно и человека труда чтит, и предпринимателей уважает и способствует тому, чтобы они могли свободно развивать свои таланты. То есть это такое большое левое государство. Государство не ночной сторож, а государство и дневной сторож, и пекарь, и мытарь, и родитель для тех, у кого нет своих собственных родителей или они куда-то подевались. В общем оно потенциально всемогущее.
Это, еще раз повторю, с точки зрения традиционного расклада на политическом спектре, очень левая идея. Но является ли идея социального государства как таковая левой? Это не тот вопрос, на который я готова сейчас ответить, но скорее тот вопрос, который я бы хотела предложить. Попытки записать все хорошее в какой-то один основополагающий текст, чтобы он всем понравился, в общем понятны. Но идеальная модель никогда не осуществима. Идеальная модель, по Гегелю, на то и идеальная, чтобы служить нам образцом, но чтобы мы не пытались ее искать в реальности.
Фрагмент дискуссии «Социальное государство: зачем оно нужно и можем ли мы его себе позволить?» в рамках цикла «Включая всех», состоявшейся 4 марта 2020 года.