Оксана Мороз: «Человеческая субъектность перестает быть единственно возможной»
- Вкладка 1
Расширение цифрового пространства и его неизбежное влияние на то, что представляет собой человек, — объективная реальность. Мы очень многое делаем онлайн — знакомимся, дружим — и уже не мыслим нашу повседневную жизнь без цифровых инструментов. Это не может не влиять на то, как мы видим себя и как определяем, что такое человек, и это же приводит к тому, что меняются прежние представления о том, что такое общение и каким оно должно быть.
Этот цикл дискуссий — сразу про несколько вещей. Во-первых, он про то, как изменяется восприятие себя и восприятие другого в ситуации, когда с этим другим легко связаться, когда его легко увидеть — и, соответственно, легко обидеть. Где в этой ситуации проходят границы правильной коммуникации? Нужно ли в случае с онлайн-действительностью, например, вести себя так же вежливо, как мы это делаем оффлайн — или наоборот? И можно ли в связи с появлением всех этих онлайн-инструментов говорить о новом витке политкорректности? Это разговор про то, как мы будем жить дальше в условиях, когда мы постоянно находимся слишком близко друг к другу и, вероятно, постоянно должны заботиться друг о друге.
Во-вторых, по мере того, как люди дигитализируют, оцифровывают себя, они начинают восприниматься определенными структурами и институциями, которые обеспечивают, например, экономические процессы, не как индивидуальные субъекты, а всего лишь как единицы, которые можно обсчитать. Цифровая экономика — это в том числе про большие данные и про то, что человек лишается своего индивидуального облика в тот момент, когда всеми можно очень легко манипулировать. Вопрос в том, насколько эта манипуляция действует во благо, а насколько — во вред.
Мы обсуждаем это сейчас, потому что в онлайн-пространстве множится количество историй про то, как люди сталкиваются в холиварах, воюют друг с другом, открывают для себя понятие онлайн-травли. Мы постоянно видим публичные скандалы, в которые вовлекаются самые разные персонажи, и в обществе нет никакого консенсуса по этому поводу. Это означает, что именно сейчас вырабатывается новый язык политкорректности, довольно жесткий, который претендует на то, что быть новой цензурой, а в ответ возникает естественное желание сохранить свободу самовыражения.
Одновременно, действительно, повышается объем цифровизации, но при этом никто не знает, как его регулировать — нормального цифрового права не существует, а новая экономика действует по каким-то антигуманистическим принципам. И, наконец, тут возникает еще один вопрос — нужно ли вообще говорить о человеческом мире как мире, принадлежащем только людям, или алгоритмы и машины в очень большой степени влияют на нас, и можно говорить о том, что человеческая субъектность перестает быть единственно возможной.
Было бы здорово, если бы не только эксперты могли сказать что-то об этом, но и у любого человека в принципе был язык для обсуждения этих тем. Собственно, наши дискуссии — как раз приглашение к тому, чтобы выработать этот язык обсуждения, а через него — постараться принять идею ответственности за собственное поведение — и общечеловеческое, и экономическое — в онлайн-пространстве. Это будет началом пути к некоторой большей осознанности в нашем удаленном режиме существования.
Первая дискуссия цикла «Новая чувствительность и эмпатия» с участием Юрия Сапрыкина, Екатерины Кронгауз и Оксаны Мороз состоится 17 апреля в 19:00 в Шанинке (Газетный пер., 3/5).