- Вкладка 1
Ностальгия, ретромания и ретротопия. Каждое из этих понятий связано – по крайней мере, для меня – с тремя конкретными книгами и тремя авторами, которые будут незримо в этой дискуссии присутствовать.
Понятие ностальгии раскрывается в известной книге Светланы Бойм, которая в русском переводе была издана издательством «НЛО» только в этом году, а на английском вышла вначале 2000-х годов и стала практически классикой, поскольку ни одно последующее исследование, так или иначе затрагивающее понятие ностальгии, не может обойтись без ссылки на нее. Две другие книги, о которых также стоит упомянуть в самом начале, – это книга Саймона Рейнольдса о ретромании и книга Зигмунта Баумана о ретротопии, и они также ссылаются на Светлану Бойм, когда описывают понятие ностальгии.
Для Бойм ностальгия является социальным переживанием в той мере, в какой ностальгическая эмоция, которая первоначально, на заре Нового времени описывалась как эмоция личная, связанная с утратой дома или некоего места, в котором нам комфортно и где мы чувствуем себя самими собой, применима к ситуации, когда она становится эмоцией массовой и может быть инструментализирована или осмыслена двумя различными образами.
Первый образ, который предлагает Бойм, – это то, что она называет реставрирующей ностальгией. Или, чтобы было понятно, это плохая ностальгия, которую Бойм осуждает и от которой нас всячески предостерегает. Реставрирующая ностальгия – это чувство, охватившее общество (в конкретном описании Бойм – постсоветское общество), когда люди эмоцию утраченного дома склеивают политическим образом в некое представление о прошлом. Это представление о прошлом отличается от самого прошлого тем, что оно полностью лишено противоречий. Это идеализированное прошлое, в которое призывают вернуться общество, немножко потерявшее само себя, те или иные политические лидеры. Реставрирующая ностальгия – это то, к чему прибегает, с точки зрения Бойм и согласно ее описанию начала 2000-х, российское правительство, и даже в большей степени это релевантно в наши дни.
Но существует и хорошая ностальгия, которую Бойм приветствует. Эта ностальгия называется рефлексирующей ностальгией. Рефлексирующая ностальгия – это тип тоски по утраченному дому, который рефлексируется на индивидуальном уровне и предполагает работу с собственной эмоцией, связанную с дистантным, избирательным и, я бы сказал, толерантным включением собственного утраченного прошлого в рацион культурного потребления либерального гражданина предположительно либерально-демократического общества.
Ретромания – это термин, который является центральным для книги музыкального критика и историка Саймона Рейнольдса и который предполагает бесконтрольное потребление прошлого в современной массовой культуре. Это бесконтрольное потребление прошлого отличается – и это мой тезис, который не вполне четко описывается именно таким образом самим Рейнольдсом, – отсутствием какой-либо целостности этого прошлого. Иными словами, в ситуации ретроманского потребления культуры мы не можем собрать это прошлое в некую целостность, по отношению к которой мы можем так или иначе себя определять.
Рейнольдс пишет о том, что элементы прошлого встраиваются в современную культуру хаотическим образом. В этом прошлом не существует никаких внутренних границ, это прошлое не предполагает никакой последовательности. И элементом нашего сегодняшнего актуального культурного потребления прошлого может стать, например, как прошлое, произошедшее вчера, так и прошлое, произошедшее двадцать или сорок лет назад.
Наконец, третье понятие – ретротопия – является центральным для последней книги недавно ушедшего великого социолога Зигмунта Баумана. И в нем, как это несложно заметить, соединяются два слова – «ретро» и «утопия». То есть Бауман говорит о том, что утопия, представление о некоем наилучшем обществе, которое на протяжении столетий истории было расположено в будущем, в наши дни располагается в прошлом. В своей книге он сосредотачивается на анализе феномена ретротопии и на тех угрозах, которые эта ретротопия содержит для нашего настоящего.
Фрагмент дискуссии «Ретромания и ностальгия по советскому», состоявшейся 16 октября 2019 года в рамках цикла «Деколонизируй это!».